Тема этой статьи возникла, как вспышка молнии на безоблачном летнем небосводе, с последующим контрольным ударом грома! Так же неожиданно и ниоткуда. Как же мне раньше не приходила в голову такая замечательная тема для разговора? Ведь я абсолютно ничего не смыслю в этом вопросе. И, что еще важнее, я ни разу в жизни не использовал искуственные аттрактанты на рыбалке! Плевки на червяка в зачет не идут, так как они естественного происхождения.
Поэтому данная аналитическая статья должна выйти совершенно беспристрастной по причине отсутствия незаметного налета скрытой рекламы и субъективных оценок, которые очень часто получаются совсем не объективными.
Что такое аттрактанты? Мне, конечно, до Ожегова далеко, а до Википедии еще дальше, поэтому определим это понятие достаточно грубо и с учетом узких рамок нашей темы. Это есть жидкость, которую наносят на приманку или добавляют в прикормку, чтобы вызвать у рыбы определенную, необходимую рыболову реакцию. По-видимому, основными такими реакциями должны быть: обострение рыбьего аппетита и привлечение к месту ловли, а затем и удержание ее там. Все, конечно, намного сложнее. К примеру, ставятся задачи привлечь рыбу определенного вида и размера плюс еще наверняка что-то. И самое главное в нашем определении - побудить рыбу к указанным действиям аттрактанты должны посредством запахов, которые эти жидкости распространяют в воде.
Чувствует ли рыба запах в воде? Наверное, да, с этим трудно поспорить. Мы тоже чувствует запахи, правда, в воздухе. Будем считать, что и люди, и рыбы примерно одинаково реагируют на запах как раздражитель, то есть он может нравиться, вследствие чего возникают положительные эмоции/реакции, не нравиться - возникает обратный эффект, или вообще не вызывать никакой реакции по причине его слабой силы или привычности в конкретной ситуации.
Несомненно, обоняние, как и зрение, может вызывать улучшение аппетита - это мы по себе знаем. Будем считать, что у рыб реакция на запахи примерно такая же, как и у людей, ведь все мы, животные планеты Земля, развивались и функционируем по одинаковым основополагающим принципам. Так проще сосуществовать. Для чего я провожу сравнение реакции на запах у человека и несчастной рыбы? А для того, чтобы показать, что один и тот же запах может вызывать в разное время и в разных обстоятельствах совершенно противоположные реакции.
Рассмотрим пример. Ситуация 1. Вы ужасно голодны и проходите мимо заведения быстрого питания, из окон, дверей и всех щелей которого сочится запах быстрой и вкусной еды. Если вы не думаете о своем здоровье, то уже через пять секунд стоите внутри и глотаете слюнки, выбирая себе бутерброд. Ситуация 2. Вы проходите мимо этого же заведения, но в сытом состоянии. Какие эмоции вызовут у вас эти же запахи? Что-то типа "Фу... как я мог вчера это есть?"
Кроме этого, интенсивность запаха тоже может вызывать противонаправленные реакции. Например, духи. От того, как сильно вы будете благоухать, у окружающих будут возникать различные мысли по поводу вашей особы. В результате приведенных выше доводов я пришел к понятному всем выводу, что аттрактанты могут помочь с клевом, а могут и, наоборот, испортить его. Все просто, но как мы можем с уверенностью сказать - когда какая реакция будет у рыбы на определенный запах?
Рыболовы-спортсмены, конечно же, возразят, что существуют наработанные методы подбора запахов, есть проверенные многочисленными испытаниями аттрактанты, которые с большой вероятностью вызовут необходимую реакцию у рыбы. И будут правы. Но они же спортсмены, они живут этим, от этого зависят их спортивные результаты. Для того чтобы грамотно пользоваться аттрактантами, нужно иметь огромный опыт их использования. А как рядовой рыболов может угадать с выбором запахов, их комбинированием и количеством в определенных условиях? Думаю, спортсмены со мной согласятся, что вероятность "не попасть" с запахом гораздо больше, чем "угадать".
Это первая причина, по которой я не пользуюсь аттрактантами. И если эту причину можно как-то аргументировать с практической точки зрения, что я и попытался сделать выше, да простят меня производители и продавцы всей этой химии для рыбалки, то следующая причина чисто практической нагрузки не несет. Под практической нагрузкой я в этой статье подразумеваю влияние на размер улова.
Если в фидерной или поплавочной ловле использование аттрактантов, в принципе, гармонирует с общим процессом, то в спиннинговой ловле, которую я в данный момент практикую, по-моему, идет вразрез с главным стремлением спиннингиста - избавиться от всех этих червяков, каш, грязных рук, кастрюль, садков, зонтиков и прочей обузы. Свобода - вот девиз охотника со спиннингом. Прошу учесть, что я ни намеком не хочу бросить тень на приведенные для сравнения способы ловли - в каждом из них есть свой кайф, я прошел через каждый из них и очень их уважаю.
Так вот, представьте себе: двигаетесь вы вдоль берега реки со спиннингом и рюкзачком, облавливаете перспективные места. В какой-то момент решаете сменить приманку, для этого всего лишь достаете из кармана или рюкзака коробочку, выбираете воблерок, вертушку или твистер, меняете и забрасываете. Красота! А добавьте в этот процесс доставание из рюкзака кулька с дурно пахнущими флакончиками, брызганье ими на твистер, который после пары десятков забросов придется выбросить, так как хранить и повторно использовать обработанные "духами" приманки не рекомендуется. Руки и рюкзак уже наверняка воняют, короче, совсем не эстетично. Добавим сюда неоправданные затраты и загрязнение окружающей среды.
Иными словами, использование аттрактантов не подходит для спиннинговой ловли по идеологическим причинам. На мой взгляд, естественно.
Ну и, коль уж я затронул вопрос экологии, то возникает третья причина, столь актуальная сегодня - экологическая. К сожалению, многие жители страны Украина совсем ее недооценивают. В этом контексте аттрактанты вообще являются воплощением вселенского зла. Начиная от вредности их производства (использование ресурсов, загрязнение окружающей среды в процессе производства), применения и утилизации (вряд ли матушке природе идет на пользу вся эта химия) и заканчивая более высокими материями, такими как потребление товаров далеко не первой необходимости. Опять же, спорт в расчет мы не берем.
И к чему же мы в конце концов пришли? Получается, что вреда от аттрактантов хоть отбавляй (вспомните про запах из рюкзака), а польза сомнительная. Почти то же самое, что с гидроциклами.
Что же теперь нам делать? Я предлагаю следующий путь. Разрешить продавать аттрактанты можно только в аптеках рыболовам-спортсменам при предъявлении соответствующего удостоверения и в ограниченных количествах. Смешно, конечно, но, может, возьмем и обгоним Европу, приняв такой закон? Представляете, как они будут кусать локти, когда узнают, что прощелкали такую тему!
В следующей статье мы рассмотрим не менее глобальный вопрос на тему рыболовных аксессуаров: грелка для рук на бензине - величайшее изобретение человечества или просто вещь, без которой нельзя обойтись.
Автор: Виктор Мороз