Жемчужиной природы Закарпатья по праву считается реликтовое озеро Синевир, или "морське око", как его еще называют. Многочисленные туристы устремляются к нему во все времена года, из всех уголков нашей страны и зарубежья (в основном, ближнего). Некоторые из них восторженно созерцают форелей и хариусов, квартирующих в бочажках ручейка, который вытекает из озера. Кто-то фотографирует окружающие красоты, дискутирует на различные темы давно позабытых географии и геологии. Иные, любознательно морща лоб, читают содержимое информационных табличек, которые красуются на столбиках вдоль дороги к "морському оку" и на которых изображены виды флоры и фауны, обитающие в заповеднике. Тут тебе и рысь, и лесной кот, и бурый медведь. Но гораздо более многочисленные группы вышеупомянутых личностных типажей шатаются без дела по территории Национального парка "Синевир", без конца болтают по телефону, мусорят, скупают запасы теплых носков из овечьей шерсти - в горах, оказывается, холодно...
Вся эта прелюдия написана лишь в качестве примера. Очень немногие из тех, кто посещает сие чудное место, знают о существовании другого, более техногенного, но не менее красивого природного дива. Речь идет о Теребле-Рикской ГЭС, а конкретно - о ее водохранилище, которое сооружено в 50-е годы прошлого века в верховьях речки с не очень приличным, но милозвучным названием - Теребля, что совсем недалеко от Синевира. Я не буду вдаваться в длительное описание строительства этого объекта в стиле советской гигантомании. Скажу только, что сооружение само по себе - уникальное. Собственно ГЭС сооружена на реке Рика, которая отделена от Теребли невысоким горным хребтом и расположена на 50 метров ниже условного уровня моря. Поэтому воды из водохранилища на Теребле подаются под напором в трубу, которая соединяет его с электростанцией. Данный тип ГЭС называется деривационным, и для Украины он уникален.
Такое вот "Лукоморье". Вы спросите - а причем здесь карпы? Но ведь именно племена Карпов и Белых Хорватов населяли эти чудесные края многие столетия назад. Именно благодаря им окружающие горы получили позже свое современное название - Карпаты. Но в процессе создания рукотворного моря на территории родного края их потомки почти не принимали участия. Проект был разработан еще во времена буржуазной Чехословакии, а реализован уже при СССР, в основном силами приезжих волонтеров. Самое курьезное, что вся эта возня была ради 27 МВт электроэнергии, которые поначалу были фантастикой для горного края, но сейчас не играют значительной роли в современных энергетических схемах.
Однако мы, воздав должное героизму гидростроителей, вернемся к более интересным темам - рыбалке и туризму. Надо сказать, что упомянутое место для этих целей является крайне привлекательным. В водохранилище и речке водится разная рыба, воздух здесь чистый и свежий (а какой еще бывает в Карпатах?), приехать можно по условно асфальтированной дороге, тряска на ухабах которой крайне полезна после длительного сидения в офисе. Ну и самое главное - здесь практически нет комаров, поскольку рукотворное море расположено высоко в горах, и им, наверное, просто лень туда летать.
Единственное, что может омрачить быт туриста здесь, - это переменчивая погода. Например, летом в горах тихий и теплый вечер может смениться грозой ночью и встретить путешественника туманно-сыроватым утром. Но рыболовам такие тягости скорее в радость, а нерыболовы пусть укрепляют мягкие части тела, полеживая на пляже в какой-нибудь Турции. Также здесь часто встречаются другие туристы, но это редко бывает проблемой - закарпатские люди душевны и гостеприимны, а приезжие ведут себя более-менее толерантно и на контакт тоже идут охотно. Теоретически, конечно, в окрестных лесах можно встретить бурого медведя, но вряд ли это случится в теплое время года, да и людей мишка предпочитает обходить далеко стороной. Так что этот тип туристов нам был не страшен.
Нам - это славной компании, которая приехала порыбачить и отдохнуть в эти красивейшие места в августе прошлого года. В ее составе трое бравых рыболовов из Ужгорода - Александр, Степан и Богдан и примкнувший к ним житель Хуста, некто Андрей. Надо сказать, что люди собрались крайне позитивные (особенно ужгородская "команда") и "повернутые" в основном на ультралайтовой рыбалке, в меньшей степени - на туризме. Главным провожатым в нашем путешествии стал Богдан, который в свои студенческие годы проходил стажировку в этих местах и запомнил их неплохо.
По крайней мере, он пообещал нам сначала таинственную и интересную встречу с местным монахом, а уже потом - обустройство лагеря и рыбалку. По приезду, сделав короткую остановку у плотины ГЭС, мы покатили по дороге вдоль водохранилища, которая вела дальше в горы. Попетляв вековым лесом минут 10, въехали в село Мерешор и остановились у ворот монастыря. Богдан, очаровав местных собак бутербродом из наших запасов, пошел искать своего знакомого, а мы начали осмотр окрестностей. Рядом с дорогой шумела Те-ребля, из заплавы которой открывался великолепный вид на полонину Негровец (1707 м над уровнем моря, между прочим). Прямо у наших ног начинался подвесной мостик, один из тех немногих на Закарпатье, которые уцелели после ужасного наводнения 1998 года. На другом берегу в реку впадал ручей и виднелся оборудованный в виде деревянной колыбы минеральный источник.
Бодя вернулся несколько озадаченным - знакомого не отыскал, в монастыре почти никого нет. Решено было пообедать и возвращаться на водохранилище - обустраиваться. Ребята сходили испробовали минеральной водички, затем все с аппетитом перекусили и - снова в путь, теперь уже недалекий.
Место на водохранилище выбрали шикарное - далеко выдающийся крутой мыс, заросший смереками, и отличная поляна, насквозь пропитанная легким духом хвои. Здесь же было кострище и несколько бревен, имитирующих софу. Место явно было популярное, да и с соседней полянки доносились веселые изречения подвыпивших сограждан - скучать в тишине нам определенно не придется. Палатки решили не ставить - ночи в этот период даже в горах теплые. Поэтому, собрав снасти, мы подняли по капле коньяка за "приезд", я сфотографировал друзей на фоне рукотворного моря, в обрамлении смерековых веток, и мы спустились по крутому обрыву к воде. Активно играющий на поверхности малек добавлял месту перспективности, а рассказ моего хустского напарника по рыбалке Ивана, который неделей ранее на этом самом месте наловил кучу голавлей и несколько крупных окуней, вселял определенные надежды.
Немного отвлекусь и перескажу, как происходила та замечательная рыбалка. Дело в том, что голавль в условиях практически стоячей и невероятно глубокой воды выработал свою тактику кормежки в летнее время. Поскольку основная масса рыб здесь некрупная - 200-400 граммов, то он собирается в большие стаи и сгоняет малька в кучу на поверхности, легко поедая его. Классический окуневый или жереховый котел, однако. При этом вместе с голавлями часто кормятся соразмерные окуни. Рыбалка очень завораживающая и зрелищная -лучше ловить с лодки на поверхностные приманки и воблеры-крэнки.
Есть в озере и другая рыба - караси, карпы, уклейка, быстрянка, немного щуки, подуст, форель, которая спускается сюда на зимовку. Однако доминирующими видами являются окунь, голавль и подуст - именно за ними и приезжают сюда рыболовы. Особенно популярно водохранилище зимой, однако и летом можно неплохо порыбачить, тем более на наши ультралегкие снасти. Однако первые полчаса рыбалки нас обескуражили - голавль не ловился ни на топвотеры, ни на воблеры, ни на блесны. Только мелкий окунек или кто-то еще безуспешно теребил микроджиг. Как водится в таких случаях, команда распылилась по берегу и двинулась в разных направлениях. Степан с Александром накачали свои одноместные лодки и отправились к противоположному берегу. Богдан вообще куда-то пропал из моего поля зрения. Я решил двигаться в верховья водохранилища, справедливо полагая, что там - самые интересные места.
Забегая вперед, скажу, что я не ошибся, однако какую же шутку сыграла со мной обычная человеческая лень: всего-то и надо было пройти 200 метров до дороги и спокойно дотопать до речки с максимальным комфортом. Но нет, я решил двигаться по берегу, попутно облавливая интересные заливчики. Почему-то ничего не клевало, а через 20 минут я остановился у основания глинисто-илистого каньона, которым заканчивался нормальный берег. Возвращаться назад было лень, поэтому с удилищем в зубах, начинаю решительно карабкаться... Всего-то - метров 100 по почти отвесной и исключительно грязной стене. Увы, это едва не стоило мне поломанного удилища, утопленного рюкзака (его я поймал в последний момент), слегка испорченного настроения и почти получаса драгоценного вечернего времени. Но когда я форсировал неприступную скользкую стенку, то понял, что настоящие трудности только начинаются. Ведь берег речки (в этом месте это уже была явно она, а не водохранилище) представлял собой вязкий и глубокий слой ила, смешанный с песком. Что поделать - пришлось преодолевать и это препятствие, периодически теряя шлепанцы и драгоценное время на их поиски и откапывание. Спиннинг уже обрел постоянную прописку то у меня под подбородком, то подмышками, то в зубах. В общем, со стороны это выглядело донельзя курьезно, и тракторист, который жил в хижине чуть выше по берегу, два раза выходил во двор покурить и полюбоваться экзотическим зрелищем. И я его понимаю...
Наконец я добрался до кромки воды. Здесь ил был тверже и можно было даже рыбачить взабродку. Удивительно, но сразу начало клевать! Несмотря на то, что в наличии было сильное течение, первыми пострадали два окушка. За ними на кукан (а позже - в уху) проследовали четыре стандартных для этих мест голавлика, об их размере я уже упоминал.
Но вечер брал свое - постепенно смеркалось. Пора было максимально сконцентрироваться и не пропустить период жора. Поднявшись чуть выше по реке, я встретил Богдана. Он нашел место, где на микровертушку клевала крупная уклейка. Мы поймали несколько "селедок", визуально не дотягивавших совсем немного до "призовых" 20 см. Нигде более (пока что) мне не доводилось ловить такую крупную уклею, тем более на спиннинг. К сожалению, сумерки не позволили сделать нормальную фотосессию.
Надо сказать, что Богдан Цебрик - один из опытнейших в Украине спиннингистов (и это не пустые слова, а вполне трезвый факт), и я всегда нагло и с радостью "паразитирую" во время наших совместных рыбалок, перенимая у него навыки и технику. В этот раз я впервые увидел, как ловят голавля на стикбейт. Что сказать - за вечер обрел веру в приманку, а на другой день обловил ее несколькими увесистыми голавликами.
Возвращаясь к лагерю по ночной горной дороге, мы вдыхали пьянящий горный воздух и вспоминали, как еще в раннем детстве стали рыболовами. Эх, были времена в Закарпатье! И, будем надеяться, еще будут.
В лагере мы провели короткий консилиум, на котором выяснили, что Степа и Саша наловили рыбы меньше, но заработали пару мощных сходов. После "разбора полетов" мы решили завтра с утра сворачиваться и переезжать на речку, где клев был лучше, к тому же теоретически мог клевать вожделенный хариус.
В это время "раскрепостились" наши соседи. Из их лагеря доносились то счастливые вопли попавших на свободу людей, то песни знаменитого украинского псевдотрансвестита (простите за словцо, мне тяжело это воспринимать как музыку, но о вкусах, конечно же, не спорят). В общем, затихли ребята где-то к часу ночи, а мы к тому времени успели сварить замечательную уху и плотно поужинать под звездным небом, которое просвечивало сквозь верхушки смерек. "Употребили", кстати, мы в меру и только для того, чтобы очистить тело и душу от мыслей о далеких городах. На пьяные дебоши и поиски доступных девиц в реликтовом лесу как-то жалко было терять время.
Как и ожидалось, вся рыба в уху не влезла, поэтому десяток голавлиных тушек мы засолили с намерением пожарить их или утром, или по пути домой. Хорошо, что рыбы взяли в меру, а лишнюю - отпустили. Богдан и Степа предпочли хвойную подстилку под спальник, а мы с Сашей с комфортом расположились в автомобиле. Но под утро нас коварно обманула погода -началась неожиданно мощная гроза и примерно такой же ливень. Наскоро попрятав "шмотки", мы расселись вчетвером в авто в жутко скрюченных позах и под раскаты грома стали рассказывать разные были и небыли.
Гроза закончилась так же быстро, как и началась. Утро встретило нас втрое посвежевшим воздухом, вдохнув которого и сходив за смереку для минутного дела, я быстренько набросил ветровку. Легкий завтрак - и мы быстро свернули наш незамысловатый лагерь, затем - неспешно подъехали к самому устью реки. После дождя она, понятно, несколько поднялась и слегка помутнела, однако шансы для спиннинговой рыбалки еще оставались, и неплохие. Поэтому мы разбрелись по реке, чтобы не мешать друг другу, и занялись любимым делом.
Удивительно было рыбачить, кутаясь в ветровку, но забредая в одних плавках -вода-то не успела остыть. Первые полчаса никто не отзывался на Jackson Fakestar, поэтому я заменил воблерок на блесну и сразу же поймал голавля граммов на 300. Двигаясь вниз по реке, я ловил удивительно бойких голавликов и ругал на чем свет стоит дымоизвергающее чудище под названием "Урал", которое то и дело форсировало у меня под носом самые привлекательные мелководья, останавливаясь прямо в воде. А затем троица весьма колоритных горцев начала нагружать в кузов гравий, подозрительно поглядывая в мою сторону. Понятное дело, все сопровождалось невыносимым грохотом камня об металл и заставляло меня держаться от этих рудокопов на приличном расстоянии. Когда я, проходя мимо особенно близко, недружелюбно глянул на них, как бы молча спрашивая: "Что ж вы мешаете рыбу ловить?", один из них мощно втянул сопли внутрь и выдал фразу: "Туйкы рыбы нэйэ". Думаю, переводить не стоит - вы и сами во всем разобрались. А уж мне фактически родной язык был с детства знаком.
Однако грузчик оказался прав - вода начала мутнеть и превращаться в "кофе с молоком", или "чир" - по-местному. В такие моменты лучше взять поплавочную удочку и поудить марену на червя или рачка. Но у нас не было поплавочных удочек, поэтому мы, вновь собрав короткий консилиум в устье реки, решили, что домой ехать еще рано, и постановили: переехать в низовья Теребли - поискать там перспективные места.
Если ехать с водохранилища вниз, в направлении села Драгово, сразу за плотиной, на другом берегу реки высится большой красивый многоэтажный дом. Он резко контрастирует с сельской архитектурой в окрестностях, и немногочисленные туристы обычно с философским выражением лица фотографируют его и лишь потом узнают, что это самая прозаическая психиатрическая лечебница. Забавно потом видеть их удивленные лица. Но нам, рыболовам, в лечебницу не хотелось, поэтому мы бодро катили вдоль речки или того, что от нее осталось. Ниже плотины Теребля явно страдала отсутствием постоянного притока воды. И только в районе села Драгово, у знаменитых "Кичер", еще можно найти несколько "хариусовых" порогов. Однако мы поехали еще ниже, где горы заканчиваются и Теребля течет по множеству гравийных узких русел, часто меняя бочажки на перекаты.
На практике оказалось, что рыбалка в таких местах довольно сложная, но очень интересная. Крайне прозрачная вода и заросшее нитчатыми водорослями дно создавали массу проблем - необходимо было тщательно маскироваться и выполнять дальние ювелирные забросы, умудряясь во время проводки не нацеплять зеленых "соплей" на тройник блесны.
Впрочем, все оказалось не так плохо. Голавлик ловился и на стик, и на блесенку, особенно, если удильщик принимал максимально раскоряченную позу и располагался подальше от стоянки рыбы. Хотелось, конечно, потревожить местных гигантов, но удалось поймать только крепышей по 200-300 граммов. Что ж, и на том спасибо.
Пробежав пару километров по речке, я решил возвращаться к друзьям - солнышко уже припекало, а до дома было далеко. По дороге наткнулся на обширную старицу, от уреза воды которой метнулась целая стая довольно крупных голавлей. Что я только ни делал - разве что лезгинку не танцевал. Естественно, голавли не клевали - что они, глупые совсем, в такую жару просто так клевать?!
В точке сбора меня ждал другой неприятный сюрприз - Богдан (матерый натуралист и естествовед) поймал огромного водяного ужа-бычкоеда и стоял у машины, крепко держа его за шею.(фото 10) Животное с ненавистью взирало на Сашу, Степу и меня - все держались на безопасном расстоянии. Особенно это касалось моей скромной персоны, которая с самого детства, мягко говоря, боится змей. Даже несмотря на то, что у меня был богатый опыт -дважды я невольно посидел в одних плавках на живой гадюке.
Что касается данного ужа - это был весьма безопасный для человека, но злющий и здоровый экземпляр. Мы его сфотографировали на память, и Бодя отпустил ужа на волю. Я еще минут 15 не подходил к тому кусту, в который он уполз. Но меня подталкивал голод и бутерброды с чаем, которые находились как раз у злополучного растения - в конце концов, я не удержался. Конечно, никто на меня не напал - "дракон" давно уполз по своим делам... А Богдан методично читал лекцию о змеях Закарпатья, между прочим, крайне интересную. Но интереснее всего нам были приманки - и мы принялись изучать, что живет в коробках, своих и чужих. На этой позитивной ноте и хотелось бы закончить рыбалку. Но нет - мы упорно проехали еще 30 км, достигли Тиссы в районе Хуста, убедились в цвете ее воды (кофе с молоком или гораздо менее приятная субстанция, которую почему-то ассоциируют с детской диареей) и решили ехать в устье Рики. На фото видно, что последняя была здорово прозрачной по сравнению с упомянутой выше Тиссой, и мы решили, что ловля здесь может быть вполне перспективной.
Правда, удить уже не очень хотелось. Степа и Саня занялись ремонтом стеклоподъемника передней дверцы автомобиля. Мы с Бодей для порядка похлестали устье японскими воблерами, заработали пару пустых поклевок и решили заканчивать рыбалку. Мне оставалось протопать полтора километра вверх по течению речки - и я оказывался дома. Ребятам же предстоял полуторачасовой переезд в Ужгород.
Тепло попрощавшись, друзья укатили, а я двинулся вверх по речке, попутно облавливая перспективные места и поглядывая на весьма соблазнительные пейзажи с участием молодых загорелых пляжниц, которые здесь наделены особым шармом и обаянием. И надо же случиться такому - самого крупного голавлика за последние два дня я поймал именно на пляжике. Завесил он почти полкило.
Но я никогда не пожалею, что потратил столько времени на ловлю более мелких рыб в такой глуши. Ведь совсем не за этим мы ездим на рыбалку. Общение за костром протекает быстро, в отпуск получается устроить две-три совместные рыбалки и все -далее меня ждет Киев и совсем другой, куда более прозаичный мир. И до следующего приезда домой только лишь множество электронных писем связывают увлеченных рыболовов, которые хорошо знают, в каких сказочных, по сравнению с Турцией и Египтом, местах можно провести свой отпуск. До новой встречи весной, друзья! Уверен, она будет теплой. Ведь самые лучшие люди живут у нас, на Закарпатье!
Автор: Андрей Скворчинский