Нахлыст - в массы!

форель на нахлыстК нахлыстовой ловле я всегда относился со скептичным уважением. Да, элегантно, интеллектуально, гуманно. Да, традиции и история, уходящая в глубь веков... Но все это представлялось мне элементами иной культуры (цивилизации), с чистыми и полными рыбой реками и нетронутой природой их берегов, заботливо охраняемой человеком, то есть тем, что в нашей стране находится глубоко... в области фантастики. Опыт нескольких знакомых доморощенных нахлыстовиков откровенно не впечатлял, ибо они были, во-первых, не адептами нахлыста в чистом виде (разбавляя увлечение иными способами ловли), а во-вторых, их уловы, как правило, состояли из уклеек, подъязков и голавликов. Если же им удавалось выбраться куда-нибудь в Карпаты, то уловы разнообразились небольшими форельками и миниатюрными харюзками. В общем, увлечение красивое, но уж больно камерное в силу разных причин.

С другой стороны, мне всегда хотелось освоить азы искусства ловли на муху, да как-то все не получалось. И тут такое везение! Но обо всем по порядку. Мы давно собирались съездить в Польшу половить крупного голавля. Поездку наметили на конец мая - начало июня. И когда все уже было "на мази" - изучены маршруты и открыты визы, пришло письмо от нашего польского друга Петра Пискорского, в котором он извинялся за то, что у него внезапно поменялись планы (бизнес есть бизнес) и взамен поездки на ловлю голавлей он сделал нам следующее предложение:

- Едем мы не на север Польши, а на юг, к словацкой границе, на реку Дунаец, где останавливаемся у моего приятеля Войтека Краснопольского, в его имении, которое носит название Осада Собель (Хутор Со-бель, по названию горы, на склоне которой он расположен).Там же нас будет ожидать Адам Сикора - двукратный вице-чемпион мира и многократный чемпион Польши по нахлысту, который даст нам мастер-класс по основам техники нахлыстовой ловли (по принципу взлет - посадка). И затем в течение трех дней будет проводить с нами, так сказать, практические занятия на воде, то бишь на рыбалке. Неплохо?

Надо ли говорить, что нас нисколько не разочаровало подобное изменение планов! Кроме того, Адам как представитель польского дистрибьютора Vision обязался обеспечить нас всем необходимым нахлыстовым снаряжением: от мух до вейдерсов и ботинок.

Выполнив 25 мая свой гражданский долг по защите Киева от вторжения марсиан, мы отбыли ранним утром следующего дня. Не стану лишний раз живописать "прелести" украинских дорог и особенно погранично-таможенного сервиса, а также "бизнесменов" из приграничных районов, благодаря чему мы на восемь часов подзадержались на границе. Наконец, когда нервное напряжение достигло своего предела, случилось чудо и нам удалось прорваться на сопредельную территорию.

форель на мушкуИ вот мы катим по четвертому шоссе Краковец - Краков, через Жешув и Тарнув, после которого нам нужно будет повернуть налево и, проехав Новый и Старый Санч, въехать в славный городок Забжеж, где возле местного костела нас будут ждать Войтек и Адам. Все просто, особенно когда перед твоими глазами маячит GPS. Однако, как выяснилось позже, сей прибор имеет вес, когда в него "залита" достойная карта. Наш Garmin, как выяснилось, такой не обладал. Фиолетовая стрелка трека завела нас куда-то в поднебесье, откуда открывался феерический вид на сверкающую огнями долину, среди которых были, очевидно, и перечисленные выше пункты, включая конечный. Встречающиеся же нам по пути редкие населенные пункты в нашей лоции не значились.

Пришлось остановиться и, похерив электронику, углубиться в изучение бумажного, так сказать, носителя, то бишь карты. И тут выяснилось, что космическая навигация ведет нас в противоположном направлении. Снова вспомнился космос в контексте вчерашних выборов киевского мэра. Выключив коварный прибор, мы развернулись и покатились с горы в обратном направлении навстречу друзьям, которые уже начали терять веру в то, что нам когда-нибудь удастся добраться до них.

Неприступный бастион OSADA SOBEL

Наконец ближе к двум часам ночи в свете фар мелькнул желанный указатель "Забжеж". Вот и костел - место встречи, а вот и "Чероки" Войтека, рядом с которым уныло маячат две фигуры. Моргаем фарами и въезжаем на стоянку. Похоже, Войтек и Адам искренне рады нашему приезду, хоть и прождали нас столько времени. Мы знакомимся и трясем друг другу руки, радуясь, что это томительное ожидание наконец закончилось. Затем садимся по машинам и, переехав по мосту в заречье, начинаем петлять по каким-то закоулкам. В конце концов выезжаем на грунтовку и головная машина останавливается. Войтек любезно нас предупреждает, что впереди двести метров сложной трассы: "Правдзиви off-road! З левей гура, з правей - пшепашч!". За рулем Саша, я же, соответственно, на месте пассажира и поэтому черная бездна, на дне которой грохочет невидимая река, меня пугает. Кажется, что колеса нашей "Шеви-Нивы" свисают над ней и нашему путешествию вот-вот наступит, мягко говоря, конец. Успокаивает лишь то, что колеса прыгающего впереди по камням и корням деревьев Войтекова "Широкого" имеют тридцатисантиметровый запас до края пропасти. Мы все же поуже будем...

Наконец с правой стороны появляется штакетник, за которым просматриваются деревья, и мы въезжаем в гостеприимно распахнутые ворота. Осада Собель! Наскоро поужинав (время позднее!) кока-колой и более приятным прозрачным напитком, поднимаемся на второй этаж, где расположены наши апартаменты, и моментально отключаемся.

Утром я проснулся, когда солнце только позолотило макушки гор. Сквозь открытые балконные двери доносилось щебетанье пернатых, которое умиротворяло, особенно на фоне приглушенного шума реки. Теперь можно было не торопясь оглядеть наше жилище и его, так сказать, убранство. Комната была отделана в стиле eco, предусматривающем лишь экологически чистые материалы, исключающие пластик. Стены, полы и перекрытия были изготовлены из натурального дерева, без какой-либо пропитки или покрытия. По такому же принципу сделаны кровати и стулья, а шкаф, буфет, стол и обрамленное в деревянную раму зеркало, судя по следам шашеля, стилю и состоянию самого дерева, относились, как минимум, к началу двадцатого века. И запах! Запах сухого, теплого дерева. Наверное, поэтому в моей голове не было и намека на остатки хоть малейшего прозрачно-кокакольного синдрома.

Я потихоньку, чтобы не разбудить Сашу, оделся и спустился во двор. Наши хозяева еще спали, поэтому мне ничего не оставалось, как самостоятельно осмотреть пределы имения. Кроме основного строения, в котором были расположены наши апартаменты и зал для совместных "коляций" -ужинов у камина, там было еще три строения, которые по возрасту хоть и были ровесниками описанной выше утвари, но выглядели очень аккуратно. Если бы не старинная, поросшая кое-где мхом черепица, об их настоящем возрасте можно было бы догадаться с трудом. Все вокруг поддерживалось в исключительной чистоте и порядке. За большим, старым сараем расположился фруктовый сад, а в центре двора росла старая черешня, ягоды которой уже начали приобретать аппетитный красноватый оттенок. И я не смог удержаться, чтобы не оценить вкус этой с детства любимой ягоды. Перекусив таким образом, можно было спускаться по тропинке к реке.

В принципе, о Дунайце я кое-что знал благодаря статье Дариуша Матерны о дунайском таймене, и все же личная, так сказать, встреча с этой рекой меня приятно поразила. Удивительно красивая, широкая и быстрая река, бегущая среди поросших лесом старых гор. Русло разделено всевозможными отмелями и островками. Течение, стремительное на середине реки, замедляется в скруглениях прибрежных "карманов", с нависшими над ними ветвями деревьев. Множество сбегающих с гор ручейков усиливают течение, создают водовороты. Очень перспективными (в плане рыбалки) выглядят как тиховоды, которые образуются за выступающими над поверхностью валунами, так и "гребешки" за переливами. В общем, красота! Вполне удовлетворенный увиденной картиной, я вскарабкался обратно на гору, где меня уже ожидали пришедшие в себя после сна остальные члены нашей команды.

На одиннацать - на час!

Адам уже успел вынести во двор снаряжение Vision, которое должно было помочь нам за три дня, запланированных для обучения, стать матерыми нахлыстовиками.

Нельзя сказать, что мы с Сашей были совершенно неподготовленными к нахлысту новичками: у нас был солидный опыт ношения вейдерсов и ботинок. Что касается всего остального, то Адам обещал обучить нас за полдня основному забросу, необходимому для успешной ловли, а умение вязания мух, по его словам, не входило в "джентльменский набор" нахлыстовика-любителя.

Итак, облачившись в вейдерсы и жилеты, увешенные различными инструментами, катушками с поводками и другими малопонятными для нас вещами, мы спустились к воде, где на каменистой россыпи, ближе к руслу реки, и началось собственно обучение. Первым делом Адам "поставил" нам руку и очень доходчиво объяснил, как выполнить правильный заброс. Для начала, естественно, без мухи. Мне странно об этом писать, но через два часа упражнений "на одиннадцать - на час" у нас стало получаться. Правда, за это время Александр успел натереть кольцом, опрометчиво оставленным на пальце правой руки, кровавый мозоль, а я чуть не свернул себе шею, контролируя разворачиваемый позади меня шнур.

заброс нахлыстомЧерез два часа упорных тренировок Адам пришел к выводу, что наши снасти уже можно доукомплектовать недостающими, однако самыми важными элементами, то бишь мухами. И тут выяснилось, что хлестать шнуром по кустам, находящимся за спиной, без мухи и с ней - совершенно разные вещи. Через короткий промежуток времени, когда все выданные нам Elk caddis (или "хрущик", как его называют в Польше) были благополучно развешаны по ветвям прибрежных деревьев, Адам предложил нам снова подняться наверх, дабы пополнить запасы утерянных приманок. И пока мы с Сашей утоляли жажду и хвастались перед Войтеком своими достижениями в области нахлыста, Адам, который, кстати сказать, является одним из лучших в Польше мастеров изготовления мух, связал десяток "хрущиков" и раздал нам с просьбой впредь быть повнимательнее.

Вновь спустившись к реке, мы поменяли дислокацию, переместившись поближе к середине реки и подальше от береговых кустов. После первых десяти забросов пришло понимание, что не все так просто в нахлыстовом искусстве, и несмотря на высокую плотность рыбы в реке, она тут, как и везде, имеет свои предпочтения. "Рыба не собирает с поверхности. Нужно немного поменять технику проводки", - дал нам ЦУ Адам. Если раньше мы выполняли новый заброс, как только муха под действием течения скрывалась под водой, то теперь намеренно ждали, когда она проследует этот подводный участок своего пути, дабы снова всплыть, вытянувшись параллельно течению. И именно в этот короткий промежуток случалась поклевка.

Первым, как и положено, поймал Мастер, вселив тем самым надежду в сердца своих учеников. А затем пришла пора Саши. Он поймал пару очень приличных, по нашим меркам, форелей. Я же тихо радовался успехам друзей и любовался природой. Внезапно меня позвал Александр. Он стоял по центру реки и призывно манил меня рукой. "Наверное, попал на косяк рыбы!" - мелькнуло в голове, и в следующий момент я уже рассекал воды по направлению к товарищу. Все оказалось прозаичней. Выполняя очередной заброс, Саша умудрился вонзить себе в руку муху, и хотя этот своеобразный пирсинг на внешней стороне ладони смотрелся очень импозантно, пришлось все же обкусить жало крючка и продезинфицировать ранку прозрачным напитком. На этом наша рыбалка в тот день была закончена, тем более что, как выяснилось, у нас не было лицензий, то есть нас можно было считать банальными браконьерами.

Специальное угодье "Дунаец"

На следующий день мы отправились в самое знаменитое на Дунайце рыболовное угодье с одноименным названием, предварительно заехав в местное отделение Новосанчского PZW (Союза рыболовов Польши), дабы купить лицензии и рыбачить на законных основаниях. Надо сказать, что однодневная лицензия стоит около 30 американских долларов, причем иных терминов, чем два и более дней действия лицензии, правила не предусматривают, как и продажу лицензий наперед. Не знаю, может, это и правильно, но очень неудобно, поскольку ехать нам от дома до отделения PZW десять километров. Наконец, уладив формальности и получив лицензии, мы двинулись к реке.

Надо отметить, что отрезок реки, на котором расположился заповедный участок, имеет протяженность более десяти километров. Плотность рыбы в нем (по рассказам местных рыболовов) впечатляющая, а основные виды рыб - это форель, хариус и дунайский таймень (которого, кстати, разводят на специальной ферме, находящейся неподалеку). Ловить рыбу можно исключительно нахлыстом, используя мухи с крючками без бородок. Кроме того, категорически запрещено забирать пойманную рыбу. Первое место, в которое мы приехали, называлось "Ксендзово поле". Поле, собственно, находилось на левом берегу реки, а вот правый берег представлял собой внушительную, поросшую лесом отвесную стену высотой около двухсот метров. Всплесков в реке видно не было, за исключением нескольких у противоположного берега, куда бы мы точно не добросили наши мухи, но вот массового выхода рыбы к поверхности не наблюдалось, несмотря на то, что насекомые прямо роились над водой.

Оценив ситуацию, Адам переделал наши снасти, добавив к ним трехметровые куски тонущего шнура и заменив "хрущика" на стример. Затем он продемонстрировал технику ловли на эту новую для нас приманку. Ничего особо "военного" она (техника) из себя не представляла, поэтому мы с воодушевлением продолжили постигать азы нового для нас искусства. Первым снова отличился Адам, поймав неплохую форель, затем отличным хариусом отметился Войтек, который ловил на мокрую муху, и наконец пришла очередь Александра. Мои же успехи оставались на уровне вчерашнего дня - то есть плачевные. У меня не было ни единой поклевки, несмотря на то, что у Саши клевало постоянно. И когда я уже морально был готов сдаться и, взяв в руки фотоаппарат, запечатлевать успехи друзей, у меня клюнуло. Да как! В момент очередной короткой потяжки шнура я почувствовал характерную (и такую знакомую при ловле спиннингом!) мощную остановку приманки и тут же увидел рыбу, вылетевшую над водой. Прямо как в кино.

Пока я, раскрыв рот, любовался этой картиной, рыбина (благо, что на крючке не было зацепа) благополучно сошла. Но это было не важно. Главное, что мне стала понятна суть этой техники и улетучилась "измена", прочно сидевшая во мне. "Спад!!" -заорал я в сторону Адама и радостно засмеялся. Адам вежливо покачал головой, не понимая причины моей радости. Однако захлестнувший меня энтузиазм вскоре погасил Войтек, предложив съездить пообедать, а заодно сменить место и встретить еще одного участника нашей компании, знакомого нам с Сашей еще по Вастервику Роберта Заварски - президента польского пивного концерна Ziwiec - Heiniken. Роберт, вопреки нашим ожиданиям, приехал не с джипом охраны, а один, на обычном Viano, проехав от Варшавы почти 400 километров. Можете представить себе в такой ситуации какого-нибудь "оболонского" Слободяна? Вот и я не могу. Но это так, к слову.

Новое место находилось в центре небольшого городка, прямо напротив костела. Однако благодатью там не веяло. Спускаться к воде там нужно было с пятиметровой каменной стенки, по металлической лестнице, напоминающей те, которыми оборудованы подъемные краны. Причем спуститься - это цветочки, а вот подняться без предварительной растяжки казалось мне делом безнадежным, ибо нижняя ступенька находилась примерно в метре от воды, а так высоко я не задирал ноги вот уже лет пятнадцать. В общем, слезать мне не хотелось, однако товарищи, спустившиеся ранее, вежливо настаивали. Самое поразительное, что плохие предчувствия меня не обманули. Сделав буквально несколько десятков шагов, я споткнулся о камень и, потеряв равновесие, рухнул в воду. Со всеми гаджетами и фотоаппаратом. Цепляясь руками, ногами и зубами за проклятую лестницу, я кое-как выбрался наверх и, сняв вейдерсы, принялся сушить вещи и подсчитывать убытки. Фотоаппарат, к счастью, не пострадал, а вот дисплей телефона потух. защита телефона на рекеТут я мимо воли пожалел, что не воспользовался know how, которое мне предложил Адам, а именно - облачить полезный прибор в резиновое изделие № 2, как его называли когда-то чиновники советского Минздрава, ужасно стесняющиеся буржуазного слова презерватив. Кроме того, что сей полезный латексный "плащ" предотвращает доступ воды к вашему прибору (телефону в данном случае), он еще и позволяет свободно набирать номер, слушать и отвечать. Однако стоит помнить, что даже микроскопическая дырочка может свести на нет все ваши предохранительные мероприятия и привести к фатальным результатам. Как, впрочем, и при использовании изделия по прямому назначению.

К счастью, товарищи не стали долго задерживаться в этом несчастливом для некоторых месте, и мы переехали ниже, где подход к реке был менее экстремальным. И тут, наконец, мне открылась прелесть нахлыстовой ловли во всей красе. Поклевки, вываживания, сходы, пойманные и отпущенные рыбы следовали одна за другой. Перемещаясь вниз по реке, я потерял ощущение времени. Наконец я оглянулся, чтобы оценить, насколько удалился от товарищей, и увидел Александра, стоящего на берегу перед каким-то усатым типом в форме и с собакой. Тип, судя по всему, изучал его документы и лицензию.

Как оказалось, контроль за участком был на высоте. Отметив лицензию печатью и поверив Саше на слово, что у меня тоже имеется подобная, страж отбыл. Солнце уже спряталось за горы и стало заметно прохладнее, особенно в мокрой футболке и подштаниках. Выбравшись на берег, я, ощущая себя матерым нахлыстовиком, потопал к машине. Тут царило оживление, ибо к нашей компании прибыло подкрепление в лице генерального представителя фирмы Vision в Польше Кшиштофа Венцлава, которого мы должны поблагодарить за предоставленную нам амуницию, и здоровенного усатого дядьки в джинсовом костюме и ковбойской шляпе, который на поверку оказался президентом Новосанчско-го окружного отделения PZW, организатором традиционных соревнований по нахлыстовой ловле "Кубок Дунайца", которые в этом году будут проводиться в 46-й (!) раз, и одним из ведущих нахлыстовиков Польши. Звали "дядьку" Янош Юрковланец, и основное оживление исходило именно от него.

За десять минут общения я узнал, что у Яноша пол-Украины родни, что он автостопом ездил на рыбалку в Финляндию, где жил на берегу озера в палатке и занимался натуральным обменом с местными финнами и проезжающими русскими и украинскими дальнобойщиками, что он очень любит водку с халвой, но врачи ему это запрещают ввиду прогрессирующей "хоробы крулей и ксяндзув" - подагры, чем вызвал в моей душе особое расположение по причине сходного диагноза. В общем, человек умел расположить к себе.

Вечером, за ужином, Янош одарил нас с Сашей россыпью всевозможных значков с эмблемой "Кубка Дунайца" за разные годы и вручил особые, золотые(!) знаки отличия членов PZW. Несмотря на то, что были они размером с головку гвоздя "восмидесятки", мы тем не менее были растроганы. А затем был вечер воспоминаний, веселых рассказов и анекдотов, благо, что "Zywiec" и финская водка Maximus создали замечательную, дружескую атмосферу. Мероприятие затянулось до четырех утра, поэтому о раннем подъеме никто не говорил.

Не нахлыстом единым...

Утро последнего дня нашего пребывания в Осаде Собель началось в обед. По плану, у нас с Сашей была спиннинговая ловля в его чертогах и ничто не предвещало проблем. Однако когда мы одевались и собирали снасти, до меня донесся оживленный спор между Войтеком и Яношом. "То клусовництво! - горячился Янош, - вшистко едно тшеба лицензью!". "И даже на два часа?" - ехидно поинтересовался Войтек. Пан председатель промолчал, потупив взор, не найдя, что возразить, и тем самым дал нам добро на злостное браконьерство.

Спускаясь к реке, мы с Александром пришли к выводу, что порядок в обществе начинается не там, где господствует девиз "друзьям - все, остальным - закон!", а там, где свято соблюдается другое правило - закон один для всех! Вспомнилась Родина.

Ловить на спиннинг в Дунайце - дело веселое и азартное. Клюет практически везде и на все. Для начала я пристегнул трехсантиметровый рапаловский Original, а Саша - CountDown такого же размера. Поймав по несколько небольших форелей, мы решили поэкспериментировать с приманками. Александр поменял Count Down на MiniFat, а я решил испытать подарок нашего "Левши"- самодельщика Александра Даценко - небольшой крэнк, раскрашенный под окунька, и с первого же заброса поймал голавлика граммов на триста, а затем еще и небольшую форельку. В общем, хочу заявить, что воблеры господина Даценко не только выглядят, как произведения искусства, но и прекрасно ловят разнообразную рыбу. За что тебе, Саша, большое спасибо!

Тем временем нашего "браконьерского" полку прибыло. Это, очевидно, соскучившись по нашей компании (а может, устав от компании Яноша), с горы спустился Адам и почти сразу, прямо напротив спуска, поймал великолепного полуметрового "потоковца"!

Время, отпущенное нам для ловли на спиннинг, истекло, оскомину мы сбили, заодно выяснив, что рыба в Дунайце присутствует в большом количестве не только на специальном участке, но и практически повсеместно, и поэтому со спокойным сердцем потопали на гору собирать вещи и готовиться к отъезду.

Три дня, проведенные в удивительной Осаде Собель, в компании приятных и, несмотря на свои регалии, общественное положение и должности, простых людей, пролетели незаметно. Если бы перед поездкой нам кто-нибудь сказал, что мы не только постигнем азы нахлыстового искусства, но и в какой-то мере проникнемся его философией и эстетикой, мы бы снисходительно улыбнулись такому оптимисту в ответ. Однако благодаря нашим новым друзьям и, в первую очередь, Адаму Сикоре, эти невероятные для нас перспективы осуществились на деле. И, наверное, наше прощание получилось легким и недолгим потому, что мы точно знаем, что еще не раз увидимся в будущем и еще не раз посетим этот волшебный уголок - Осада Собель.