Случалось ли вам ловить жареха троллингом? А так, чтобы целенаправленно, с глубины, да еще и в разгар лета? Лично я до нашей поездки на озеро с родным для нашего уха названием Рось о таком не слышал. Но начнем, как говорится, с центра поля.
Маршрут нашего очередного вояжа в Польшу лежал на ее северо-восток, где расположились величественные, полные рыбы Мазурские озера. "Приезжайте! Обещаю крупных щук, окуней и, если позволит погода, жерехов!" - приглашал Петр Пискорски. Особо уговаривать нас не нужно было - очередной номер подписан в печать, дней десять перерыва в рутинной работе имеется, да и в ночных для нас местах хотелось побывать. Сборы были недолгими: снасти, личные вещи, традиционные булькающие сувениры для наших польских друзей - и в путь!
Относительно приманок у нас возникли некоторые сомнения. Обычно, приезжая в Польшу по приглашению Salmo, мы не берем их с собой, ибо, согласитесь, ехать на самую большую в Европе фабрику по изготовлению воблеров со своим, так сказать, караваем выглядит довольно тупо. Однако вопрос поимки росских жерехов вносил в наши умы некоторую сумятицу, особенно учитывая тот факт, что теоретические и практические знания наших доморощенных жерешатников (включая и нас с Александром) носят сугубо ортодоксальный характер и замешаны больше на слухах и легендах, чем на собственном опыте. Обязательный длинный спиннинг, бородка, гробик, кастмастеры и прочие пилькеры - вот, пожалуй, и весь набор ритуальных предметов украинского жерешатника. Об успешной и регулярной ловле жереха на поппер знают немногие, а о том, что его можно целенаправленно ловить дипраннерами троллингом, - и вовсе единицы. Справедливости ради следует отметить, что таким грамотным я стал после поездки, а перед ней сосредоточенно паковал в свои рыболовные коробки весь вышеперечисленный ассортимент, за исключением, пожалуй, гробиков и бородок.
Тысяча сто километров пути от Киева до ставшего практически родным Гетшвальда - штаб-квартиры Salmo мы преодолели за сутки. Побродив по новой фабрике и оценив новые площади, новое оборудование и новые модели Whitefish 18SX (которые мы должны были протестировать в числе прочих приятных дел на озере Рось), мы помогли Петру зацепить за фаркоп трейлер с широченной Alumacraft и тронулись дальше - в сторону Великих Мазурских озер, где нас ждали толстые жерехи озера Рось.
На берегу в месте, пардон, проникновения Писы в Рось расположилась уютная гостиница с одноименным названием, в которой мы и поселились после утомительной дороги. Компания наша была довольно внушительной - Петр Пискорски со своими сотрудниками Ромеком и Кжиштофом, собственно мы с Сашей и уже на месте к нам присоединились местные силы - члены команды Salmo Роберт Паулин и Анджей Пшиходзень. Вечером во время технического ужина они нам поведали о методике ловли жереха в озере Рось.
Итак, поскольку поверхность озера имеет довольно внушительные размеры (в самом широком месте достигает двух километров) и вытянутую форму, возможности визуального обнаружения жирующего хищника ограничены. Кроме того, жерех если и выдает свое присутствие всплесками, то очень редкими и разрозненными, характерных "котлов" вы тут не увидите, а значит, и чайки вам будут плохими помощницами. Основной кормовой базой росского жереха является. корюшка, стада которой пасутся на четырехметровой глубине, при средней глубине самого озера около 15 метров. Вот и найдите, а еще лучше - поймайте жереха в таких условиях... Поможет случай? Безусловно, ибо именно благодаря ему и была открыта оригинальная метода ловли жереха в озере Рось. И, как это нередко случается на рыбалке, без пол-литра не обошлось.
Как-то несколько лет назад Анджей и Роберт ловили троллингом щуку. Рыба не клевала, да и погода не баловала. А чем в таких случаях занимаются правильные троллингмены? Правильно, пьют и закусывают. Роберт разлил, а Анджей, бросив румпель и случайно при этом добавив газу, подсел к нему поближе. Лодка пошла со скоростью около 10-12 км/ч, и не успели наши персонажи выпить по пятьдесят, как спиннинг Анджея согнулся, а фрикцион катушки пронзительно завизжал. Это был жерех весом около пяти килограммов! И покусился он на Executor-7, идущий примерно на четырех метрах. Сначала факт поимки был воспринят как случайность, и друзья вернулись к прежним условиям троллинга. Но когда это не дало результата, Анджей снова вдвое увеличил скорость, и через несколько минут последовала мощная поклевка жереха, что уже свидетельствовало о некой закономерности. В общем, теперь им оставалось вычислить жереховые тропы и ловить жереха на зависть коллегам. Кстати, несмотря на то, что все Мазурские озера замкнуты в одну систему и рыба может свободно мигрировать, жерех по неизвестным причинам живет только в этом славном озере и больше нигде.
Надо сказать, что этот рассказ не произвел на нас впечатления, мы были полны ядовитого скепсиса, а я до того разошелся, что пообещал завтра обловить всех при помощи ультралегкого спиннинга, показав тем самым преимущества современных методов ловли. От так от!
Утром я действительно потопал на реку, но не потому, что решил исполнить свои грозные обещания, а потому, что у поляков минус час от нашего времени, и, проснувшись по киевскому в пять, я понял, что до завтрака по-польски еще три с половиной часа.
Писа - река удивительная, с прозрачной водой, быстрым течением и обилием разнообразной рыбы и, как показали первые же забросы, просто рай для любителей ультралайта. За два часа ловли на микроскопическую вертушку-"маньячку" - произведение киевского мастера Игоря Непомнящего, я успел отметиться двумя десятками окуньков, несколькими уклейками, красноперкой, небольшой щучкой и голавликом! Причем клевало повсеместно - и с середины реки, и под камышами, и возле пирса, и рядом с причальной стенкой, и даже между довольно плотно пришвартованными яхтами. Это действие меня настолько захватило, что я (о ужас!) чуть было не опоздал на завтрак.
После завтрака подъехали наши гиды Анджей и Роберт на своих уникальных плавсредствах. Уникальность их заключалась в том, что обе лодки были сконструированы и собственноручно собраны Анджеем из бакелитовой фанеры. Немного похожая на "Южанку", лодка имела довольно крутые скулы и плоское дно, что позволяло ей неплохо брать волну, а отсутствие килеватости делало пребывание в ней довольно комфортным, несмотря на невысокий борт. "Фанерная" легкость судна давала возможность шестисильному Evinrud разгонять ее с двумя пассажирами на борту до 22 км/час. Остается только добавить, что Анджей работал на местной верфи, где производились яхты, в том числе и морские, так что толк в кораблестроении знал. Взяв на борт по пассажиру (Саша с Анджеем, а Кжиштоф с Робертом), наши гиды направились к жереховым трассам, а мы с Петром и Ромеком занялись рутинным испытанием новых White-fish SX... Суть теста проста: находим с помощью эхолота необходимую глубину (в данном случае 8-9 метров) и отпускаем шнур, пока не почувствуем характерные тычки лопасти о дно. Затем замечаем на счетчике катушки количество отпущенных метров и, можно сказать, тест окончен и считается успешным, если SX "шкрабанул" лопастью по дну, будучи отпущенным на 35-40 метров. Когда испытания были в разгаре, Петру позвонил Анджей и сообщил, что Саша отметился 73-сантиметровым жерехом весом около пяти килограммов. По удивленному выражению лица Пискорского я понял, что он, как и мы, и сам сначала не очень-то верил в "троллинговых" жерехов и Сашин трофей стал для него сюрпризом. Оперативно свернув тесты, мы перенастроили снасти и рванули в направлении виднеющихся вдали лодок наших коллег.
Глубина в центральной части озера, где обитает стадо жереха, доходит до 22 метров, а средняя составляет около 15, поэтому речь не идет о том, чтобы ловить какую бы то ни было рыбу со дна. Как я уже рассказывал выше, рабочей глубиной для охотящегося жереха являются 3,5-4 метра, а скорость передвижения лодки должна составлять 10-12 км/ч, поэтому и приманки следует подбирать соответствующие. Самой подходящей был хорошо известный нам воблер Salmo Perch 8DR расцветок GS и RR. При соблюдении озвученной скорости он легко уходил на четырехметровую глубину, причем не ложился на бок, не сбивался и не крутился вокруг своей оси. Работа его была стабильной и уверенной, несмотря (опять же) на скорость движения лодки. Кроме того, он не слишком "упористый", что позволило мне ловить более деликатным и привычным Premier. Еще одним важным моментом является регулировка тормоза катушки. Если щука, судак и пр. при троллинге обычно просто "виснут" на приманке, демонстрируя свою силу уже после начала вываживания, то жерех бьет, причем, бьет, как молотом. И если фрикцион катушки затянут, то с большой долей вероятности вы можете лишиться и трофея, и приманки. Поэтому тормоз должен быть отрегулирован таким образом, чтобы шпуля оставалась неподвижной во время монотонного троллинга, но отдавала шнур во время периодических потяжек приманки удилищем.
"Бурло", создаваемое девяностосильным Suzuki, мне сразу не понравилось. Как-то не вязался этот рокот и широченно-длиннющая, состоящая из пузырьков и бурунчиков, кильватерная полоса за кормой с ловлей жереха, пусть даже и троллинговой. Время шло, а результаты нашего экипажа находились на нулевой отметке. А тем временем с фанерных бортов наших друзей-соперников поступала только положительная информация. Саша снова отметился жерехом, на этот раз меньшего размера (65 см), а в прилове у Роберта и Анджея числились вполне приличные окуни. Надо сказать, что особого энтузиазма нам эта информация не добавила. Правда, экспансивный Ромек периодически имитировал подсечки и божился, что у него было "боленьове брання", но мы с Петром вяло реагировали на его прыжки и заверения. Ближе к обеду даже он перестал демонстрировать активность и затих у правого борта, обреченно сжимая в руках свой "кий". Последний "гвоздь" в тщедушное тело нашего оптимизма забил все тот же Александр, поймав 78-сантиметрового толстого "боленя" весом около шести килограммов. Петр скомандовал поднять снасти на борт и направился в сторону наших фартовых товарищей. Тот же маневр повторили и Роберт с Кжиштофом, подойдя к лодке Анджея с другой стороны. Ну, а что делают экипажи суден, съехавшихся на воде? Правильно. Отмечают встречу и, в нашем частном случае, чествуют лидера! И хотя формально ни о каких соревнованиях речь не шла, все же их дух витал над нами, да еще и с международной отдушкой. Пока благодаря Саше мы вели 4 : 0. До вечера Анджею удалось "размочить" счет отличной "семидесяткой", а приунывшему Ромеку - отметиться неплохим окунем, который, впрочем, в зачет не шел. Вечером мы строили планы на следующий день и рассуждали о везении, фарте и прушничестве. Разошлись мы глубокой ночью, поэтому о раннем выезде не могло быть и речи.
Утро было чудесным - теплым, безветренным и туманным. Согласно намеченному плану мы первую половину дня посвящали троллингу, а во второй ехали на "огороды", расположенные в дальнем конце озера, ловить щуку и окуня в заброс. На этот раз мы несколько перетасовали экипажи. Я сел в лодку к Анджею, Саша к Ромеку, назначенному капитаном лодки Роберта, которого оставили на берегу дела, а Петр поехал с Кжиштофом.
Едва мы с Анджеем вышли из устья Писы, как он предложил опустить снасти и проверить плес, на котором часто встречались неплохие щуки. Поскольку глубина под нами не превышала пяти метров, я выпустил всего метров 20-25 шнура и приготовился к рутинному занятию. Но не успели мы пройти и 50 метров, как могучая поклевка чуть не лишила меня любимой снасти. Шпуля запела, отдавая шнур, который уже не уходил в глубину, а шел под небольшим углом, почти параллельно воде. Рыба явно стремилась выйти на поверхность. "Жерех!" - воскликнул я. "Не может быть! Это щука. В этом месте никогда жереха не ловили!" - заволновался Анджей. Так и не выйдя на поверхность, рыбина развернулась и пошла в моем направлении, одновременно уходя в глубину. Достигнув борта, она попыталась уйти под лодку, однако безуспешно. И вот, наконец, ее бронзовое тело блеснуло в коричневатой росской воде. "Болень!" - выдохнул Анджей, принимая жереха в подсак. Освободив рыбину, я с удовольствием отпустил ее домой. В ней было 75 см в длину и около 5 кг веса. Весь процесс задокументировал Петр, лодка которого находилась неподалеку. В разговорах снова засквозили мотивы фартовости и прушничества.
Покончив с троллингом в основном, мы пошли в сторону "огородов", используя его как частный случай, дабы время перехода не было потрачено впустую. По дороге Анджей рассказал мне историю жерехов озера Рось. Оказалось, что не так давно его популяцию нещадно вылавливала рыболовецкая артель, однако рыболовы местного отделения Польского рыболовного союза нашли убедительные аргументы и сумели договориться с рыбаками, заплатив им отступные.
Теперь жерех исключен из артельного ассортимента, и поголовье его постоянно растет, а рыболовы-любители получают удовольствие от борьбы с этой прекрасной рыбой. Кроме того, они зарыбляют свое любимое озеро мальком щуки, сома, язя и другой рыбой, а притоки, в него впадающие, - налимом. Делают они это за свои средства, поскольку их правительство, как и наше, денег на это не дает. Я понимающе кивал головой и одобряюще цокал языком, а сам думал о неорганизованности наших рыболовов, жадности охочих до сиюминутной прибыли бизнесменов, различных онкологических новообразованиях типа ГРУ, АРУ и прочих, распускающих свои метастазы во все отрасли, связанные с рыбной ловлей и старающихся подменить собой все от УООР до рыбинспекции и добраться хоть до каких-нибудь фондов, о несовершенстве законов, об устаревших нормах вылова рыбы, о промышленном рыболовстве, которое выгребает из рек все живое такими темпами, что лет через пять уже никакое зарыбление не поможет. Одним словом, "грустно, девушки!", как говорил незабвенный О. Бендер.
Так за разговорами мы добрались на другой конец озера, где наши товарищи уже самозабвенно метали в разные стороны от лодок свои джеркбейты. Первым отличился, конечно же, Петр, поймав на свой любимый Slider килограммовую щучку. Я пристегнул поппер, однако поднявшийся ветер и наползающий на нас грозовой фронт заставили забыть об этой затее, поскольку ширина озера способна родить волны раза в три выше наших фанерных бортов. Как не выкручивал Анджей ручку газа, шторм нас настиг, залив лодку ливнем и забортной водой.
Буря не прекращалась до вечера, но когда мы уже подняли лодку Петра и начали собираться в обратный путь, ветер стих, дождь прекратился и вылезло солнце. Перед отъездом Анджей и Роберт подарили нам на память об озере Рось по роскошному жереху, вырезанному из дерева, как символический приз за победу в этом ну о-о-очень товарищеском турнире.
Автор: Сергей Иванов