Как добраться зимой до водоёма

Как добраться зимой до водоёмаКакими-то из наших сегодняшних рекомендаций и советов вполне могут воспользоваться и владельцы легковых машин с передним или задним приводом. Но в основном мы будем говорить об "обуздании" полноприводников на суровых российских просторах. Поскольку надеемся, что вы не будете в поисках рыбы штурмовать сугробы, глубокие снежные колеи и зимнюю целину на легковушке, на которой и во дворе-то зимой запарковаться иногда проблема... Но даже если вы владелец внедорожника, то не стоит путать его с вездеходом, так как, к сожалению, уверенно чувствовать себя на снегу можно лишь на гусеничной технике. И если у вас есть возможность добраться до цели по раскатанной дороге, то наш совет - лучше не рисковать и не ехать напрямую по снежной целине. Возможно, вы потеряете намного больше времени выкапываясь из снега, чем объезжая длинной дорогой. Конечно, мы имеем в виду обычные внедорожники, а не специально подготовленную технику.

Ну а что же делать, если объездной дороги нет? Тогда останавливаетесь (еще на асфальте, грунтовке и пр.) и предварительно оцениваете глубину снежного покрова. Если вы видите, что глубина плотного снега больше, чем половина высоты колеса, то лучше поискать другой водоем. А если вы все-таки решились таранить целину или глубина снега меньше половины колеса, то попробуем дать несколько рекомендаций, хотя уверенность в преодолении снежных участков приходит только с опытом. Для начала посмотрите на резину своей машины. От правильного выбора зимней резины зависит до 50 % успешного исхода вашей поездки. Забудьте про так называемую "всесезонку" и сэкономьте на чем-нибудь другом. Многолетний джиперский опыт показывает, что эти деньги "отобьются" быстрее, чем вы думаете. Если планируете зимние вылазки на рыбалку, то забудьте дебаты о плюсах и минусах шипованной резины. Внедорожник должен быть обут в зимнюю резину с шипами (если вам, конечно, не лень натягивать цепи противоскольжения по нескольку раз за день)! Забудьте про разные зубастые MudTerrain - они способны на снегу выкопать четыре замечательные ямки, в которых ваши колеса будут надежно зафиксированы. Многие опытные джиперы сбрасывают давление в шинах перед прохождением снега до одной атмосферы, и даже ниже.

Если вы частый посетитель зимнего бездорожья, то еще, наверное, стоит иметь в багажнике комплект цепей противоскольжения (наряду с обязательной лопатой и желательным реечным домкратом - хайджеком). У многих автолюбителей к ним предвзятое отрицательное отношение еще по старой памяти, когда цепи были таких моделей, что их натягивание и съем занимали времени больше, чем работа лопатой. Сейчас же стали выпускать модели более удобные и легкие в использовании. Еще один "доморощенный", но весьма эффективный и простой способ улучшить сцепление колес со снежным покрытием - подкладывать под колеса железные решетки (хорошо подходят полочки от старых холодильников). Такой "девайс" не займет много места в багажнике, а иногда может очень вас выручить. Итак, переходим к штурму зимнего бездорожья. Надо помнить, что основное отличие снега от глины, песка и почвы в том, что снег всегда скользкий. И именно в зимний период сразу проявляются все небрежности и огрехи вашего вождения. Многие водители джипов в свою первую "полноприводную" зиму разочаровываются в полном приводе, так как вождение внедорожника требует куда больше мастерства, чем управление "недоприводными" машинами.

При езде по снежному покрытию возникает сильное сопротивление качению всех колес (особенно передних), и машина быстро теряет скорость. Ваша задача - правильно выбрать передачу и режим работы мотора, чтобы уравновесить, компенсировать это снежное сопротивление и не допустить пробуксовки колес. Желательно поддерживать 20002500 об/мин в двигателе, а с педалью газа обращаться так, как будто она хрустальная. И если на вашем внедорожнике мощный двигатель, не рассчитывайте на его лошадиные силы. Скорость движения в глубоком снегу будет зависеть от толщины и плотности снежного покрова, клиренса, резины. Вы должны уже на месте ориентироваться и сами выбирать оптимальную скорость и нужную передачу (этот навык довольно быстро приходит с опытом) только методом проб и ошибок. Общая рекомендация новичкам - держать скорость минимальную, но постоянную, а переключать передачи только в случае крайней необходимости. С автоматической коробкой полегче - умная техника сама выберет нужную ступень. Главное - не устанавливайте автомат в положение "1" или "L", а то мотор наберет слишком высокие обороты, и вы будете пробуксовывать. Начнем с трогания с места. Идеально стартовать в положении, когда передние колеса стоят ровно. Трогаться надо максимально плавно со второй или третьей передачи (это известный прием, который застрахует от пробуксовки). На автоматической коробке трогайтесь из положения селектора "2" или, если есть, включите режим "Снежная дорога". При наличии блокировок включите все, которые есть в автомобиле, возможно, часть их включится автоматически. Когда снег плотный (или многослойный после оттепелей и морозов) и глубокий, переходите на пониженную передачу в раздаточной коробке (если таковая имеется в вашем внедорожнике) и используйте максимально высокую передачу коробки передач - такой прием поможет избежать пробуксовки колес из-за неровностей в управлении педали газа. Перед тем как начать движение, посмотрите на задние колеса - в идеале они должны двигаться в колее от передних - так им будет снижено сопротивление качению.

Когда трогаетесь, аккуратно нажимайте педаль газа, плавно набирайте оптимальную скорость и в момент переключения передач старайтесь не терять равномерности разгона. Как только вы поняли, что набрали скорость, при которой двигаетесь без пробуксовок и смещений в сторону, прекращайте ускорение и держите ровную скорость. Отработать такое трогание несложно, и после нескольких попыток вы будете легко находить нужный режим движения. Как только вы почувствовали, что машина буксует или "садится" в снег, выжимай те сцепление и, не трогая (!) педаль тормоза, останавливайтесь. По возможности сдайте назад, двигайтесь по проделанной колее, потом вперед и повторяйте попытки, пока не сможете продвигаться с устойчивой скоростью или не преодолеете этот сложный участок. Как показывает опыт, такое "маятниковое" движение намного результативнее (по сравнению с несколькими часами работы лопатой и хайджеком). Если, не вылезая из машины, не удается продолжить движение, а в машине вы не один и рядом есть добровольные помощники, то можно помочь машине хорошо известным методом "враскачку" (только, конечно, если ваш автомобиль при этом не сидит глубоко на брюхе в глубоком снегу) во внедорожном исполнении. То есть водитель вместе с пассажирами становятся на подножки или пороги и по команде раскачивают внедорожник вправо-влево. При этом снег под вашей машиной должен примяться, и тогда, возможно, получится продвинуться дальше (или хотя бы сдать назад по своей колее). Когда это не помогает, в ход идут лопаты, хайджек, трактор и т.п.

Если едете не по проложенной ранее колее, а по целине, не забывайте, что под снегом вы можете встретиться с неожиданной ситуацией. Иногда встречаются не промерзающие водные участки, которые сверху прикрыты тонким слоем снега и снаружи плохо заметны. Если в такое "болотце" ваш автомобиль упадет при преодолении колеи, вас ждет много неприятностей. И когда участок впереди вам показался подозрительным, постарайтесь плавно остановиться и проверить "ногами" - а что там впереди. То есть по возможности чаще следуйте золотому правилу движения по бездорожью: "Больше ходишь - дальше едешь!" Особенно это актуально зимой - ведь не дай бог, что случится, ремонт машины вам придется проводить в очень тяжелых условиях.

Как лучше проходить повороты среди сугробов? При езде по снежной целине идеально (если есть такая возможность) осуществлять поворот по самой большой (!) дуге, тогда задним колесам будет значительно легче следовать по траектории движения передних. Руль надо поворачивать как можно меньше! Это важный момент, так как при неправильном прохождении поворотов в снегу есть большой шанс задержаться в этом повороте. К сожалению, не всегда к водоемам удается проехать по снежной равнине. Чаще приходится взбираться на возвышенности и затем спускаться со склонов. Это также весьма проблемные участки. Если вам надо остановиться, то постарайтесь это сделать на максимально ровной поверхности или в положении "под уклон". Если подъем (небольшой холм или протяженная возвышенность) сильно заснежен, то этот участок надо проходить "ходом", то есть не останавливаясь, на максимально возможной ровной скорости. Если заснеженность у подъема небольшая, то лучше продвигаться вперед "внатяг" на максимально высокой передаче. Помните, что подниматься в таких условиях всегда легче, чем спускаться. Ведь при спуске масса автомобиля начнет увеличивать скорость, а притормаживать не рекомендуется. К тому же бампер внедорожника будет работать как ковш бульдозера: он соберет сугроб снега и машина встанет. Если на спуске попадется трамплин или кочка, вы опять-таки рискуете задержаться на этом спуске надолго. Не забывайте, что подать назад (особенно если спуск крутой) вам никак не удастся. На заснеженном спуске лучше всего держать ровную минимальную скорость, а передачу нужно выбрать еще до того, как начнется спуск, чтобы не переключать ее во время движения вниз.

Отдельная тема - движение на автомобиле по зимней колее. Колея - весьма коварный и опасный участок снежного бездорожья для "любого джипа. Во время преодоления таких участков надо придерживаться определенных правил. Когда ширина "дороги" позволяет передвигаться с некоторым смещением, то попробуйте пустить колеса одной из сторон машины по середине колеи. При этом надо помнить, что двигаться следует с той стороны, в которую смещается корпус редуктора переднего моста. Если он смещен влево, то и вы езжайте левее, если он смещен вправо, то и вы держитесь правее. Так вы уменьшите шансы посадить автомобиль на мосты, когда одна из сторон угодит в колею. Это - в идеальном случае ровной дороги с колеей. В реальности на дороге будут вам встречаться бугры, деревья, кусты, бревна, ямы, овраги. Очень велик шанс, что при объезде всех этих препятствий ваши колеса соскользнут в колею. Если это произошло, то постарайтесь боковым протектором колес зацепиться за грунт и вернуться к прежней траектории. Имейте в виду, что передним колесам выбраться значительно легче, чем задним (так как, вращая руль, вы обеспечиваете передним колесам максимально плотный контакт протектора с боковинами колеи). И опять же, плавнее работайте педалью акселератора, избегайте по возможности пробуксовок - так вы снизите вероятность срыва снега с боков колеи протектором колес. Когда передние колеса уже выбрались из колеи, не пытайтесь вытащить задние увеличением скорости автомобиля, иначе вы рискуете развернуть машину поперек колеи и усесться на брюхо.

Иногда бывает, что передние колеса уже выбрались на правильную траекторию, а задние еще находятся в колее, но при этом машина "бочком" вполне может продвигаться вперед. Попробуйте в таком положении добраться до более удачного участка, только будьте внимательны - задние колеса могут выскочить из колеи, и в этот момент есть опасность, что в нее снова свалятся передние. Если двигаться вперед с задними колесами в колее не получается, попробуйте включить задний ход, предварительно вернув передние колеса обратно в колею. После чего выворачивайте руль в нужную вам сторону - тем самым вы развернете перёд автомобиля и увеличите пятно контакта протектора задних колес с краями колеи. Продолжая поворачивать руль, добивайтесь увеличения контакта протектора передних колес с краем колеи. Все эти маневры проводите "внатяг" и как можно более плавно. Наш совет: если вы видите перед собой зимнюю колею, то не ленитесь надевать цепи противоскольжения (когда они имеются, конечно). Зимой при преодолении колеи очень помогает использование реечного домкрата типа HIGHJACK - с его помощью несложно достаточно высоко подвесить заднюю часть автомобиля, после чего толкать его в нужную сторону. При необходимости можно то же самое проделать и с передней частью автомобиля. Преодолеть глубокую колею поможет подкладывание под подвешенные колеса веток, бревен, палок и пр.

Все вышеперечисленное относится к базовым принципам управления автомобилем по снегу. Надо учитывать, что с полным приводом все не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь сегодня существует множество вариантов полного привода. Есть внедорожники с постоянным полным приводом и межосевым дифференциалом, есть модели с жестко подключаемым мостом, и их поведение на бездорожье сильно отличается. В последнее время автосалоны широко рекламируют электронное блокирование, вязкостные муфты и много еще чего такого, что может помочь в сложной ситуации неугомонным джиперам. Мы надеемся, что вы изучите специфические особенности своего "боевого коня" и будете их учитывать и правильно использовать на бездорожье.

Константин Купцов - Рыбачьте снами
Новинки на E-mailОбсудить
Похожие статьи
Категория: Зимняя рыбалка | Дата: 22.02.2011 | Просмотров: 8218 | Рейтинг: 0/5 из 0

- Комментариев: 1 -
Леонид | 18.12.2013, 19:39 [Материал] yep0badСпам #1
Аватар гостя 1246
Помню, мы ездили в Северный Донец на зимнюю рыбалку. Народу много собралось, ехали на 2-х машинах на трофейных шестерках. Если бы было нас меньше, застряли бы до лета. По этому поводу распили бутылочку Зеленой марки и не смогли остановится. Вообщем-то как таковой рыбалки не получилось... Так увлеклись, что было уже не до рыбы. Зато весело провели время, а это приключение при каждой встрече вспоминали.
Форма комментирования:
Имя *:
Email:
Подтвердите что вы человек *: