Маленькие хитрости

рыбак с удочкойРубрика с таким названием была когда-то в советском журнале "Наука и жизнь". И хотя те времена давно миновали, стремление "схитрить", использовать что-то известное по новому назначению никуда не ушло. Предлагаю вашему вниманию несколько маленьких хитростей, вызванных рыбацкой "жизненной необходимостью".

Поплавки для форели

Я как-то писал о ловле искусственно разведенной форели, когда на крючке матчевой удочки или легкого спиннинга с поплавком и грузилом лепится блесна из специального теста и, после заброса, начинается подтяжка съедобной вертушки. Эта интересная и спортивная ловля результативна в теплое время года, когда форель много времени проводит в верхних слоях воды. С наступлением холодов достать ее на глубине подобной снастью весьма проблематично, так как нужно значительно (до 4 м) увеличить расстояние от глухо закрепленного поплавка до крючка. Работать с такой оснасткой крайне неудобно, недаром некоторые деревья над озером увешаны цветными поплавками, как новогодние елки.

Один из выходов - применение тонущего сбирулино, однако он плохо держит нужный уровень, имея тенденцию к всплытию. Итак, требовалась оснастка, которую можно далеко забросить и провести на определенной глубине.

Как известно, далеко летят стреловидные поплавки с оперением, а стабильное заглубление характерно для воблера.

Сочетание их свойств и было реализовано в данном поплавке. Его форма обеспечивает дальний заброс, а после приводнения оперение играет роль лопасти воблера, причем один и тот же поплавок может быть настроен на разные глубины проводки за счет изменения точки крепления и лопасти крепления (площадь одной пары симметричных лопастей оперения меньше другой).

Особенно эффективным оказался скользящий поплавок-суспендер (без верхнего ограничителя), который после поклевки "выходил из игры". Контроль за дальнейшими действиями форели велся по сбегающей со шпули леске при открытой дуге лесоукладывателя.

Дело в том, что у форели есть отвратительная привычка, захватив блесну кончиками губ, уходить с места событий и затем заглатывать приманку. Подсечка выполнялась после 1-1,5 м стянутой лески.

Легкие поплавки с глухим креплением использовались, когда выполнялась ступенчатая проводка. При паузе заглубленный поплавок всплывал, увлекая за собой блесну, что порой было очень эффективно. Сколько раз при обычной (летней) ловле по окончании проводки при подъеме удилища следовала поклевка!

Оба варианта неплохо зарекомендовали себя в межсезонье. Могу добавить, что при такой компоновке снасти захлесты случались крайне редко.

Следующий поплавок предназначен для игры насадкой на поверхности и близок к таким способам ловли, как "перетяжка", "кораблик", "водяной змей". Но если перетяжка требует двух участников, а кораблик и др. - течения, то в данном варианте все гораздо проще. Крупный стреловидный поплавок, у которого оперение выполнено из пластины плотного пенопласта, забрасывается спиннингом, причем точка крепления основной лески к поплавку обеспечивала максимальное сопротивление дрейфу. Примерно в 1-1,5 м от поплавка на леску крепился короткий поводок с приманкой (муха, опарыш) на крючке, которая то касалась воды, то тонула в зависимости от манипуляций рыболова, при этом вся снасть медленно подтягивалась к берегу.

При первых испытаниях поплавок оказался очень неустойчив в вертикальной плоскости: то глубоко заныривал, то высовывался из воды по "пояс". Пришлось шар-нирно прикрепить к поплавку пластинку, которая при забросе складывалась с оперением, а при подтяжке занимала горизонтальное положение, стабилизируя поплавок. Сейчас эта снасть в стадии испытаний.

"СТРАННЫЕ ШАГИ"

В рассказе Г.Честертона с таким названием речь шла о том, как преступник, пытаясь украсть дорогое столовое серебро во время банкета клуба "Двенадцать верных рыболовов", менял только походку (все были во фраках), изображая то официанта в банкетном зале, то загулявшего гостя в служебных помещениях.

Детектив-любитель, отец Браун, слыша эти странные, переменчивые шаги, сумел понять их назначение и в дальнейшем предотвратить преступление.

Этот рассказ, всплыв из глубин памяти, привел меня к мысли сделать приманку, которая, меняя только "походку", могла изображать то хищника, то жертву. А так как я большой поклонник поверхностных приманок, то в роли хищника должен был выступить поппер (жирующий окунь), а жертвы - волкер (убегающая в панике рыбка).

От классического поппера приманка отличается более массивной хвостовой частью, в которой сделан поперечный туннель с шариком-погремушкой. При рывке тяжелый хвост заносит, в то время как носовая чашка тормозит общее движение вперед. Удалось получить короткую, крутую "змейку", причем при более длинных потяжках приманка переходила на звуковой попперный стиль. Оставалось ждать "полевых" испытаний.

Прозрачный воблер

прозрачный воблерВ последнее время прозрачные (в пределах возможного) приманки обретают все большую популярность. Ими широко пользуются в России, да и у нас, например, прозрачный силикон с блестками достаточно востребован.

Сам я сделал несколько полупрозрачных волкеров из эпоксидной смолы, неплохо показавших себя на мелких плесах.

А для глубины изготовил воблер, где в образующую воздушную полость 5-куби-ковую стеклянную капсулу поместил немного черного бисера, исправно шуршавшего при неравномерной проводке. Но самое интересное происходило во время остановки, когда воблер, зависая в толще воды, медленно поднимал "голову", и было хорошо видно, как бисер плавно перетекает в хвостовую часть.

Получилась не только шумовая камера, но и "видеокамера", в том смысле, что хищник мог наблюдать этот процесс. Такой "обмен веществ" внутри приманки вполне мог спровоцировать его на хватку. Это предположение ничуть не хуже всяких теорий о больных и раненых рыбках (откуда их столько берется?!).

В свое время была популярна теория о полезности волков как санитаров леса, добывающих в основном больных и ослабевших животных. Сами волки ничего об этом не знали и, расплодившись, нанесли значительный урон популяции вполне здоровых копытных, не брезгуя в последнее время и домашними животными.

Хочу сказать, что под успешную приманку можно подвести любую теорию, дело за небольшим - успешностью.

По образцу "видеокамеры" был сделан и волкер, где в стеклянную капсулу диаметром 14 мм и длиной 50 мм помещено четыре довольно крупных шарика (искусственный жемчуг), за что приманка получила имя "Шариков".

Первые испытания сделанных приманок предполагалось провести на благодатной земле Я. Эггерса и Б. Роземайера, где, по слухам, весло, поставленное в воду, не сразу падает.

Но пока шло оформление годовой лицензии - магнитной карточки за 40 евро, в Лимбург, один из девяти районов Голландии, включающий участок р. Маас с заливами, наступило время весеннего запрета. Голландцы охраняют в основном хищную рыбу, причем не только щуку (март-июнь) и судака (апрель-май), но и окуня (апрель-май), которого и в разрешенное время в некоторых регионах можно унести с водоема не более 5 штук длиной от 22 см.

При таком подходе байки о веслах не кажутся слишком преувеличенными. В общем, голландские гастроли пришлось перенести на осень, а испытания начать в хорошо знакомых мне верховьях Кременчугского водохранилища.

Как и ожидалось, "странные шаги" оправдали все надежды, причем 80 % времени проводка велась в стиле "волкер", хотя назвать его "змейкой" можно лишь условно.

Приманка шла в узком коридоре (не более двух длин волкера), исполняя какой-то экзотический танец.

Дело в том, что за один оборот ручки мультипликатора (60 см) я успевал сделать до 10-12 рывков кончиком 2-метрового удилища, при этом в процессе игры отчетливо слышались булькающие звуки, которые при переходе на попперный вариант значительно усиливались.

Для меня показателем качественной проводки поппера является почти полное отсутствие брызг. При коротком "подсекающем" движении опущенного к воде кончика удилища поппер, как бы захлебываясь, слегка ныряет со сдавленным "горловым" всхлипом, оставляя после себя пузыри.

Особенно эффективна такая проводка на вечерних зорях, когда над замершими водами плеса далеко разносятся стоны поппера и вдруг к нему начинает стремительно приближаться возникший водяной холмик. Это окунь, атакуя, как бы заранее объявляет: "Иду на Вы". Иногда возле водорослей промахнется полусонная щука и, не возобновляя атаки, уйдет.

Мне кажется, что классический поппер несколько приелся хищнику, поэтому смешанная проводка оказалась довольно эффективной. Попытался я внести изменения и в конструкцию поппера. Новая форма чашки обусловила более низкий звук. В другом варианте в хвостовой части поппе-ра высверлена "кавитационная" полость, что привело к увеличению количества пузырей. Что это дает практически, еще предстоит выяснить. Не удалось как следует испытать и "видеокамеру" из-за сильно заросших мест ловли. В этих условиях неожиданно раскрылся "Шариков". Хотя это был медленно тонущий волкер, при интенсивной игре он всплывал и начинал свою пляску смерти (для щук).

Что их привлекало - непрерывная цепь водоворотов или жемчужно-стеклянный перезвон, но атаки следовали с яростью, близкой к ненависти (как у Шарикова к кошкам), часто возобновляясь после промахов.

Компактная игра способствовала результативности почти половины нападений.

Косвенным, хотя и субъективным показателем эффективности приманки служит тот факт, что, в отличие от щук, пойманных на поппер исключительно на дальней и средней дистанции, как я полагал, из-за неизбежного шума вблизи металлической лодки, на "Шарикова" броски случались и в нескольких метрах от той же лодки.

Но главной составляющей успеха, конечно же, была "непокобелимая" вера в "свою" приманку, свою "маленькую хитрость", дающую надежду на большую удачу.

Автор: Юрий Кузнецов

Новинки на E-mailОбсудить
Похожие статьи
Категория: Своими руками | Дата: 12.07.2017 | Просмотров: 3479 | Рейтинг: 2.0/5 из 2

Форма комментирования:
Имя *:
Email:
Подтвердите что вы человек *: